Выставка Надежды Кокуриной “На балконе” — результат десятилетнего опыта наблюдения и запечатления одного пейзажа художницей, живущей на берегу моря в посёлке Южно-Морской и фотографировавшей в течении этого времени один и тот же вид с балкона многоквартирного дома. Объекты за окном неизменны: маяк на сопке, море и пляж. Жизнь подчинена определенному ритму, за окном летняя зелень сменяется пыльной зимой, иногда снежной весной и холодной осенью. Смена ландшафта похожа на течение жизни с ее цикличностью, движением и монолитным постоянством.


По иронии судьбы, главный инструмент фиксации видов за окном — подаренный кем-то фотоаппарат-мыльница — из-за сбоя настроек не позволял установить корректную дату в данных изображения, поэтому все снимки останутся отмечены 2011 годом, будто фотографии документируют реальность во временной петле.

Но если череда изображений одного и того же пространства застывает в давно минувшей дате, то человеческая жизнь подчинена безжалостному ходу времени. История, которую рассказывают эти снимки, связана с запечатлением опыта одиночества. Человек может проживать одиночество, даже если есть дети, муж и внуки. Также, эта история о том, как скоротечно время, и как важно остановиться и стать наблюдателем. Не вторгаясь в перемены, а только молча наблюдая за ходом вещей. Иногда восхищаться, иногда терпеть, чувствовать боль и радость. Отшельничество художницы, относительная герметичность её внутреннего мира и тесная связь с территорией — сознательный выбор, следование своему пути. Наблюдение за пейзажем из одной точки в течение долгих лет — персональный опыт медитации и саморефлексии художницы. В практике созерцания важно постоянство: в те дни, когда под рукой не оказывалось неисправного фотоаппарата, она использовала камеру мобильного телефона. Эти снимки, как правило, уступали качеством остальным, но выполняли главную свою функцию — документировали рутинный ритуал замедления времени.

Тема и эстетика работ могут напомнить зрителю о практиках восточных художественных школ, связанных с понятиями “образов плывущего мира”* или имперессионистком японизме. И речь не о композиционных особенностях фотоснимков и эксплицитном сходстве с известными сериями работ, запечатлевших горы Фудзи и Сент-Виктуар. Надежда Кокурина исследует пейзаж через собственную духовную практику и акт созерцания в этом исследовании гораздо важнее способа репрезентации.

Художница не ставит своей целью выразить избранный, доминантный аспект пейзажа за окном, своего отношения к нему или текущее состояние своей изоляции, не отдавая предпочтения позитивной или негативной трактовке изменчивого/неизменного мира, в котором в равном степени присутвуют легкость и глубина. Для человека, который фиксирует внимание на единственном предмете заметны любые перемены в его состоянии, взгляд опытного наблюдателя зорко фиксирует детали. Но если намеренно забыть о деталях, зрителю открывается глубинное постоянство вещей.

В экспозиции фотографии дополнены выдержками из переписки художницы с дочерью, грамматика и пунктуация текста сохранены. На первый взгляд, вкрапления личного, фраз, обращенных к своему ребенку изначально непредназначенных к публикации, резко контрастируют с безучастным созерцательным спокойствием, заключенным в снимках. Однако эти элементы спонтанной искренности очень важны для понимания взглядов художницы, предыстории появления самой серии, и позволяют зрителю увидеть часть той внутренней работы, которая стоит за созерцательной практикой Надежды Кокуриной.

*термин укиё-э, обозначающий направление в японском изобразительном искусстве первоначально употреблялся в буддийской философии в контексте бренности сущего, но позже был переосмыслен в более позитивном ключе и трактовал “плывущий мир” как нечто мимолётное, легкомысленное.

Биография:

Фотохудожник Надежда Кокурина родилась в 1957 году в Нижегородской области, в посёлке “40 лет Октября” близ города Семёнова (по-простому затон “Октябрьский”).
Получила образование в профессионально-технической художественной школе на факультете хохломской росписи.

Живет, работает и созерцает в посёлке Южно-Морской Приморского края более тридцати лет.


Над выставкой работали:

Евгения Кокурина (Куратор) 

Илья Красотин (Дизайн) 

Рада Смолянская (Редактор) 

Коллектив ЦСИ “Артэтаж”